Александр Бурьяк

Бухта Бока Которска

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Бока Которска, она же Которский залив, -- бухта просторная, но не настолько, чтобы в ней поднимались от ветра собственные боль- шие волны. Вдобавок она окружена горами. С точки зрения морского судоходства она одна из лучших естественных гаваней Европы. Ещё её считают одной из красивейших бухт мира. Тем не менее, ни одно- го большого порта в Боке Которской в настоящее время нет -- отчасти потому, что по гористой местности к бухте очень трудно прокладывать дороги из глубины материка. Кое-какие дороги, конеч- но же, имеются, но местами представляют собой опасный серпантин. Железнодорожный путь к Боке Которской не проложен. Единственный большой порт современной Черногории, Бар, находится много южнее. Его бухта далеко не такая замечательная, как Которская, зато к ней ведёт железная дорога из Подгорицы. Вдоль части берега Боки Которской проходит двухполосная автотрасса Адриатической путь (Jadranski put). На берегах бухты множество городков и посёлков. Самые примеча- тельные из них (расположение по часовой стрелке): Игало (курорт, есть лечебные грязи); Херцег Нови (самый крупный и самый молодой -- по местным меркам -- город в районе бухты, но старины в нём много); Биела (в ней до сих пор работает судоверфь, но суда там теперь только ремонтируются; есть и исторические объекты); Рисан (до 168 г. до н. э. -- столица государства иллирийцев; есть римская мозаика и ещё кое-что); Пераст (реликт эпохи парусного флота); Доброта (имеется кое-какая мелкая старина); Котор (есть Старый город и всякие крепостные сооружения); Тиват (в нём есть международный аэропорт и разные невыдающие- ся, но приятные достопримечательности). Любой из этих городков заслуживает внимания, но особенно Херцег Нови, Котор и Пераст. * * * Бухта делится узкими местами (проливами) как бы на четыре части -- заливы. Заливы именуются по городкам: Херцегновский (он же Топланский), Тиватский, Рисанский, Которский. Я бы выделил и пятую часть -- Мамульский залив -- на самом входе. В этой части расположен остров Мамула (он же Ластовица), названный в честь австрийского генерала Лазара Мамулы, построившего (ну, с помощниками) на острове форт в середине XIX века. Во время Первой и Второй Мировых войн форт использовался в качестве тюрьмы. Постоянного населения на острове нет. Самое узкое место бухты -- пролив Вериге, отделяющий Рисанский и Которский заливы от остальной бухты. Ширина пролива около 300 метров. Через пролив ходит паром, позволяющий не делать объезда бухты по дороге из Тивата в Харцег-Нови. * * * Бока Которска была популярна во времена парусного флота. Тогда- шние огромные флоты местных городков (у Пераста -- 100 кораблей, у Котора -- 300), по-видимому, занимались морским извозом в инте- ресах других территорий (потому что собственные тылы этих город- ков -- почти сплошные горы, население которых даже сегодня немно- гочисленное), а также участвовали в военных кампаниях Венеции. Путеводитель "Черногория": "История Боки Которской чётко делится на периоды: иллирийский, римско-византийский, сербский, венецианско-турецкий и австрийский". От иллирийского периода почти ничего не осталось. Но период был. * * * До городков Боки Которской можно довольно удобно добираться автобусом из Будвы. Для исследования островков можно нанимать моторную лодку (taxi boat). Предлагаемые туристическими фирмами водные экскурсии по Боке Которской отвратительны: собираемые группы огромные, народец в них частью быдловато-хамоватый, оста- новки в интересных местах короткие, комментарии сжатые и на куче языков, то есть длинное тра-та-та, а информации мизер. Передви- гаться в этих местах самостоятельно -- много-много выгоднее, чем в туристической толпе: Черногория -- страна малоопасная и благоустроенная. * * * Если искать рай на земле, то надо иметь в виду, что приблизи- тельно в бока-которских местах располагается одно из его лучших отделений. Но на рай нужны деньги, а зарабатывать их прямо в Черногории затруднительно.
Бока Которска, Boka Kotorska, форт
Форт на входе в бухту Бока Которска. Ныне принадлежит Хорватии.
форт Мамула
Форт на острове Мамула. Одно время использовался в качестве тюрьмы. Люди на берегу -- потомки заключённых.
Бока Которска, Boka Kotorska
Вид на бухту Бока Которска.
Бока Которска, Boka Kotorska
Остаток югославского флота в бухте Бока Которска.
Бока Которска, Boka Kotorska, подводная лодка
Убежище для подводной лодки югославского флота в бухте Бока Которска.
Бока Которска, Boka Kotorska
Райское местечко на берегу.
Бока Которска, Boka Kotorska, Биеле
Судоремонтный завод в Биеле. Красно-белые столбики справа -- нефтедобывающая платформа на ремонте.
Бока Которска, Boka Kotorska
В Бухте Бока Которска между Перастом и Ораховацом.
Ораховац -- посёлок на северное стороне Боки Которской. Дал миру много местночтимых капитанов -- наибольшее относительное количество в бокакоторских местах. От посёлка Доброта отделяется речкой с суровым названием Люта (Ljuta). Засажен дубами. Во второй половине XIX века имел флот из 28 кораблей. Достопримечательности Ораховаца: - церковь Святого Георгия с фресками XV-XVI вв. - башня Бая Пивлянина (Baja Pivljnina), XVIII в.
Бока Которска, Boka Kotorska, Доброта
Городок Доброта на берегу бухты Бока Которска. Морской фасад Доброты -- барочная церковь Святого Матфея, 1670 г.
Доброта -- небольшой посёлок в общине Котор. На юге Доброта срослась с городом Котором, на севере ограничена речкой Лютой (Ljuta). Доброта упоминается в первый раз в 1260 г. как Dabrathum. Достопримечательности Доброты: - церковь Святого Ильи, XI в.; - церковь Святого Матфея, 1670 г.; - церковь Святого Евстахия, 1773 г. - церковь Святого Петра, конец XVIII в. В XVIII и XIX вв. добротцам принадлежало наибольшее количество кораблей в Боке Которской. В Доброте работает черногорский Институт биологии моря.

Литература:

Огненович, Стеван "Черногория: ваш путеводитель".

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz