Технология карьеры

12. Ораторство.

12.1. Ораторские навыки.

Речь имеет огромный потенциал положительного и отрицательного воздействия. У слова как вида оружия есть только два недостатка: оно не всегда действует быстро, и оно сложно в применении. У Тацита ("Диалог об ораторах", 5): "И если во всех наших замыслах и поступках мы должны руководствоваться соображениями их житейской полезности, то существует ли что-нибудь столь же бесспорно полезное, как занятие этим искусством, вооружившись которым, ты всегда несешь защиту друзьям, помощь посторонним, спасение тем, кто на краю гибели, тогда как в завистников и недругов вселяешь боязнь и страх, сам вне опасности, как бы огражденный пожизненной властью и таким же могуществом?" Оратор -- это лидер, влияющий на более или менее широкий круг людей через воздействие на них словом. С ролью оратора надо сживаться. Она предполагает некоторую перестройку психики, а также изменения в манерах и образе жизни. Чтобы ораторские навыки развивались, надо произносить сложную речь перед слуша- телями (или вести сложную беседу) хотя бы два раза в неделю. Если вы раздумываете, не сделать ли в своих карьеристских усилиях упор на развитие ораторских способностей, надо принять во внимание, что хорошему оратору трудно проявить себя большим мыслителем -- и наоборот. Причина -- в разной манере мышления. Оратор настроен на построение эффектной фразы, быструю и броскую словесную реакцию, приспособление к слушателям; мыслитель -- на копание в глубину, исследование тонкостей, противоречие устояв- шимся мнениям. Ради "bon mot" оратор может пренебречь нюансами мысли. Ради истины мыслитель готов поступиться с мнениями окружающих.

12.1.1. Тренировки.

Лучший способ продвинуться в ораторских навыках -- больше говорить с людьми. Чтобы это не было тяжело для окружающих, расширьте круг своих контактов. Оратору нужно постоянное упражнение во фразерствовании. Для тренировки можно сочинять лозунги, эпиграммы, афоризмы, краткие эффектные характеристики людей и событий. Тренироваться в ораторстве лучше каждый день с утра хотя бы минут по 10. Это позволит настраиваться на эффективное использование речи в течение остального дня. Можно время от времени разыгрывать какие-нибудь яркие роли перед домашними, посторонними. Если у вас маленькие дети, которым еще интересны папины спектакли, можно упражняться с двойной пользой. Когда много бросового времени -- в транспорте, в очереди -- пересказывайте мысленно фильм, книгу, происшествие и т. п. (можно делать это в разных стилях и на разных языках). Ведите дискуссии с воображаемыми собеседниками. Представляйте при тренировках неблагоприятные для себя условия: недружественную аудиторию, выступление перед телекамерой. Затевайте разговоры в учебных целях. Это значит, что ваше главное внимание в таких разговорах будет на вашей дикции, интонациях и т. д., а также реакциях собеседника. Освойте несколько ярких образов, например, роль снисходитель- ного господина, раздраженного командира роты, "вора в законе", любимца женщин. Есть много общего в подготовке оратора и актера. Актеры различают две стороны своего творческого действа -- внут- реннюю (переживание) и внешнюю (воплощение). Без первого невоз- можно качественно сделать второе. Трудно убеждать в том, во что сами не верите. Трудно имитировать доброту, когда внутри злость. Надо вживаться в тот образ, который хотите представить миру: найти в себе что-то созвучное образу и временно выпятить, а посторонние мысли и эмоции придержать. Не тратьте времени на сочинение учебных речей: готовьте сразу те выступления, которые могут понадобиться. Чтобы тренировки наладились, они должны приносить удовольствие и совмещать несколько полезностей (например, можно объединить их с физическими упражнениями или изучением иностранных языков). Хорошо развивают находчивость напряженные дискуссии на грани скандала. Если кто-то рядом с вами нарушает общественный порядок, можете использовать это как повод для жесткого разговора -- разу- меется, если словесная дуэль не грозит вылиться в нечто большее. Но самое лучшее для развития ораторских способностей -- почаще заявлять о себе перед публикой по серьезным поводам. Корнелий Тацит ("Диалог об ораторах", 37): "Хорошие воины порождаются главным образом войнами, а не миром. То же и с красноречием. Ибо чем чаще оно, так сказать, скрещивает оружие, чем больше ударов наносит и получает, чем более сильных противников и более ожес- точенные схватки само для себя избирает, тем возвышеннее и внушительнее становится."

12.1.2. Тембр голоса.

Человек слышит свой голос не таким, как окружающие -- поскольку его звуки попадают во внутреннее ухо не только через барабанные перепонки, но и через кости черепа. Чтобы получить объективное представление о тембре своего голоса, надо послушать его в магнитофонной записи. Тембр голоса варьируем, хотя и в небольших пределах. Он меняется в зависимости от напряженности мышц горла, от высоты голоса, от распределения потока выдыхаемого воздуха между ротовой и носовой полостями, от эффективности исполь- зования выдоха голосовыми связками (поток воздуха может слегка задевать их или протискиваться между ними). Специалисты уверяют, что плохих голосов нет, а есть голоса необработанные. Полюбите свой голос, но это не должно быть заметно: вы конечно же встречали людей с четким звучанием речи, которые много говорят главным образом потому, что им доставляет удовольствие себя слышать.

12.1.3. Сила голоса.

Устраивайте сеансы укрепления голосовых связок: говорите громко или кричите. Дома это можно делать, зажав рот полотенцем. Не добивайтесь слишком многого сразу: перенапряжение голосовых связок может вызвать их заболевание. Нужны регулярность и постепенность. Следует всегда говорить не громче, чем это необходимо. Люди говорят громко, чтобы их услышали издалека и в шуме, или чтобы выразить свой гнев, или чтобы показать уверенность в себе и подавить оппонента, или чтобы привлечь к себе внимание, или потому что им плевать на окружающих, или потому что сами плохо слышат.

12.1.4. Высота голоса.

Тренируйте голос в разных диапазонах: высоком, низком, нормальном. Надо заметить, высокий голос звучит моложаво, несолидно и мешает делать карьеру. Если у вас тенор, а не бас, надо уделить особенное внимание освоению нижней части доступного вам диапа- зона.

12.1.5. Дикция.

Любой текст, произносимый быстро, годится для развития поворотливости языка. Скороговорки позволяют отрабатывать наиболее трудные сочетания звуков, например, "р-л": "Карл у Клары украл кораллы." "А Клара у Карла украла кларнет". Или "в-р": "На дворе трава, на траве дрова." Орфоэпия -- совокупность норм произношения. Изучать ее по учебнику в виде правил -- малопродуктивное занятие. Полезнее внимательно слушать грамотную речь и отмечать свои расхождения с нею. Хорошее произношение могут представить некоторые дикторы телевидения. Артикуляция -- движения органов, формирующих речь. Типичные ошибки артикуляции таковы: малая подвижность губ (звуки получаются неотчетливые); напряжение горла (не используются резонирующие свойства трахеи, и голос получается "спертый"); редуцированное произношение длинных слов.

12.1.6. Интонация.

Иногда поражаешься, насколько же бывают убоги речи, если их читаешь, и насколько колоссальным воздействием обладают они в тех случаях, если их слушают. Г. Ле Бон. "Психология толпы". Надо уметь без фальши держать нужную интонацию. Вот оттенки, которые следует отрабатывать: сочувствие, ирония, удивление, высокомерие, ярость, военный приказ, повествование, фарс. Полезно следующее упражнение: одну и ту же фразу произносить много раз подряд с разными интонациями. Можно при этом копировать своеобразную манеру речи некоторых киногероев. Также полезно заучить и повторять с выражением какие-нибудь стихи и цитаты. Подберите такие, которые могут пригодиться в реальных ситуациях.

12.1.7. Дыхание.

Неправильное дыхание при длительном говорении может проявиться в двух крайностях: слишком редком или слишком частом вдохе. В первом случае в организме наступает кислородное голодание, во втором -- кислородное отравление. Для постановки правильной вентиляции легких рекомендуется совмещать речевые тренировки с физическими упражнениями (напр., с бегом).

12.1.8. Манеры.

К манерам можно отнести позы, жесты, прочие заметные движения (вроде поправления галстука или верчения пуговицы у себя на пиджаке), звуковые эффекты (вроде покашливания, причмокивания и пр.). Манеры не менее важны, чем внешность, и частично отвлекают от нее внимание. Возбужденно ораторствующему человеку трудно следить за своими манерами, поэтому следует добиваться, чтобы должное поведение стало привычным и получалось само собой.

12.1.9. Поза.

Поза оратора может быть расслабленная, нейтральная, жесткая, вызывающая. Вызов бросают, стоя полубоком к противнику -- в готовности отразить его немедленное нападение. Обычная проблема для выступающего -- куда деть руки. Возможны следующие варианты: 1. Интригующие позиции: одна рука лежит за бортом пиджака; одна рука держит другую сзади; руки находятся под столом. 2. Мирные позиции: одна рука держит другую спереди; одна рука держит текст речи или микрофон; одна рука опирается о стол, кафедру; руки лежат на столе. 3. Вызывающие позиции: руки в карманах; руки сложены на груди; рука указующим пальцем нацелена в грудь или в лоб противнику. 4. Контактные позиции: держать собеседника под руку, обнимать за плечи, крутить ему пуговицу.

12.1.10. Жесты.

Жесты опрощают стиль, ослабляют барьер между вами и собесед- ником. Но жестикуляция не должна быть непрерывной, иначе ослабится ее воздействие. Также не следует допускать ее однообразности. Избегайте движения руками, если нужны дистанция и солидность. В серьезной речи один эффектный жест, например, указующий, может заменить большой восклицательный знак в кульминационный момент. Не надо вымучивать из себя жесты, если они сами не просятся. * * * Чтобы в нужный момент поддержать речь естественным и вырази- тельным жестом, нужно следующее. Во-первых, требуется общее физическое развитие (когда человек тщедушного сложения изображает гнев, к примеру, грозит кому-то кулаком, это может вызвать только смех). Во-вторых, нужен кое-какой навык "сценического движения". Можно ограничиться танцевальными импровизациями под энергичную музыку или опробовать несколько учебных ролей, требующих специфического движения. В-третьих, следует отработать перед зеркалом несколько ключевых ораторских движений (например, приветственное махание рукой). * * * В разных культурах имеет место разное отношение к жестам. К примеру, англичане не любят, когда кто-нибудь при выступлении много двигает руками.

12.1.11. Подготовка речи.

Nihil dictum, quod non dictum рrius. Ничего невозможно сказать такого, что не было бы сказано раньше. Теренций. Готовиться к сложному речевому действию надо примерно следующим образом. Начните приготовления как можно раньше. Ведите запись всех мыслей, относящихся к делу. Уясните себе цель выступления. Разберитесь, нужно ли вообще что-то говорить. Напишите речь заранее: тогда будет куда отступать, если вы от волнения или усталости не сможете импровизировать. По крайней мере, запасите ключевые эффектные фразы. Настройтесь на аудиторию: на ее интересы, осведомленность, нас- троение, интеллектуальный уровень. Чтобы сформировать у слушате- лей нужную позицию, надо убедить их в том, что она в наибольшей степени отвечает их ключевым интересам. Ключевые интересы у большинства приблизительно одинаковы: люди хотят (в порядке убывания значимости) безопасности, удовольствий, здоровья, мате- риального благополучия, высокого статуса (уважения, любви, власти, известности) -- для себя и еще в большей степени для своих детей (конечно, из этого вовсе не следует, что безопасность детей надо упоминать в каждой речи). К менее значимым интересам можно апеллировать только в случае, если более значимые в основном удовлетворены и не будут задеты. Подберите относящиеся к делу документы, разберитесь в их содержании, сделайте в них пометки, составьте выписки из них. Постарайтесь представить себе вероятные возражения оппонентов и покажите в своей речи несостоятельность этих возражений. Предположите возможные повороты событий. Бывает полезно напи- сать некоторые места речи в разных вариантах, чтобы быстро перестроиться при изменении обстоятельств. Подготовьтесь к возможным вопросам. Можно договориться с сообщниками, какие вопросы они будут задавать вам из зала. Отрепетируйте речь -- в одиночку или с помощниками. Готовьтесь к тому, что другие ораторы или выкрикивающие из зала активисты могут приписать вам ложь, корыстность, неосве- домленность, неспособность, грубое искажение фактов и пр. Накануне серьезного выступления, которое потребует большого напряжения сил, найдите приятное отвлекающее занятие. Хорошо выспитесь. Поесть следует немного -- за 1..2 часа до выступления: нежирную витаминизированную пищу с большим содержанием сахара. Питье надо ограничить -- чтобы не отлучаться несвоевременно в туалет. Перед самым началом выступления не забивайте головы ничем серьезным: отвлекитесь и расслабьтесь. Или же, напротив, возбу- дите себя коротким разговором по теме выступления, чтобы само выступление оказалось как бы продолжением этого разговора. Имейте под рукой зеркало -- чтобы привести себя в должный вид, в том числе принять нужное выражение лица. Какую-нибудь часто нужную речь можно более-менее заучить и использовать неоднократно -- перед неповторяющейся аудиторией, конечно. Может быть полезно иметь под рукой коллекцию разных чужих текстов -- поздравлений, соболезнований, отчетных докладов и пр. Вы легко соберете ее, порезав пачку старых газет. Что-то станет образцом для подражания, что-то -- примером, которому уподобляться не следует. Полезно знакомиться с текстами речей выдающихся ораторов: Цицерона, Ленина, Муссолини и пр.

12.1.12. Построение речи.

Он расплывчат в началах, слишком пространен в изложении, безучастен к концу; он медленно рас- качивается, редко воспламеняется; лишь немногие периоды он заканчивает удачно и с некоторым блес- ком. Ничего у него нельзя позаимствовать, ничего запомнить... Тацит о Цицероне ("Диалог об ораторах", 22). Устная речь строится несколько иначе, чем текст, предназначен- ный для самостоятельного восприятия читателем. Оратор получает возможность использовать интонации и жесты, должен иметь в речи уместные паузы для вдохов, вынужден подавать информацию не в большем темпе, чем тот, в котором слушатели способны ее воспри- нять. У одной речи может быть несколько функций. Разные части выступления могут иметь разное назначение и адресоваться к разным частям аудитории. * * * По построению различается речь ... типовая, нетиповая; полная, неполная; простая, сложная, составная. Типовая полная простая речь содержит три части: объявление предмета речи (например, тезиса, который будет обосновываться); основную часть (например, обоснование тезиса); заключение. Возможное содержание заключения: вывод о том, что заявленный в начале речи тезис вполне обоснован; реальные или риторические извинения перед слушателями за некоторые особенности речи; предложения. Неполная речь не содержит объявления предмета и/или заключения либо состоит из одного тезиса (одних тезисов). Обычная причина неполноты речи -- ненужность некоторых ее частей, реконструиру- емость их возможного содержания из обстоятельств выступления. Сложная речь содержит обоснования обоснований, то есть включает в себя несколько простых трехкомпонентных речей. Составная речь включает объявление и независимое обоснование нескольких тезисов. Тезисы могут объявляться все сразу или по мере обоснования. Нетиповая речь может строиться, к примеру следующим образом. Сначала оратор излагает мнение оппонента, как если бы он был с ним почти согласен, и даже хвалит его за какие-то частности, потом выводит следствия признания этого мнения правильным и показывает их абсурдность или невыгодность, после чего делает заключение о том, что мнение оппонента ложно или неуместно. Другой пример нетипового построения речи -- диалоги Сократа. Сократ не столько выступал сам, сколько провоцировал оппонента на рассуждения и подводил его к явным противоречиям с самим собой или со здравым смыслом. Речь строится в зависимости от времени, на нее отведенного, и от того, дадут ли наверняка договорить ее до конца. * * * Возможные цели речи: уведомление; убеждение; воодушевление; оскорбление; унижение; провоцирование; атака; расширение фронта атаки (кто-то начал клевать общего противника, а вы вводите в оборот новые аргументы); контратака; аръегардный бой; встречный бой с переменным успехом; обход с фланга (противник заранее выстроил систему оправданий, а вы его обвиняете не в том, чего он ожидал); закрепление победы; оправдание; отговорка; отчет; разоблачение; покаяние; исповедь; отправление ритуала (поздравление, соболезнование и т. д.). Могут быть выделены следующие типы речи по содержанию: описание того, что было или есть; программа действий; предсказание, предположение; оценка, комментарий. Применяются следующие схемы размещения оценок в комментирую- щей речи: (достоинства: "+", недостатки: "-") +---------------+ | - | <- "разгром" +---------------+ +-----------+---+ | - | + | <- "слабое оправдание" +-----------+---+ +-------+-------+ | - | + | <- "осторожная похвала" +-------+-------+ +---+-----------+ | - | + | <- "объективная похвала" +---+-----------+ +---------------+ | + | <- "апология" +---------------+ +-----------+---+ | + | - | <- "ложка дегтя" +-----------+---+ +-------+-------+ | + | - | <- "осторожная критика" +-------+-------+ +---+-----------+ | + | - | <- "объективная критика" +---+-----------+ * * * Начните речь с эффектной фразы, которая способна захватить внимание аудитории. Можно сформулировать в броской форме проблемы, решение которых вы собираетесь предложить. Можно разогреть слушателей риторическими вопросами. Можно сделать какое-нибудь шокирующее преувеличение. Если у вас имеется несколько аргументов, примеров или фактов, то следует располагать их в порядке возрастания эффекта. "Следует пользоваться и распространенными и общеупотребитель- ными изречениями, если они пригодны: именно потому, что они общеупотребительны, они кажутся справедливыми, ибо как бы признаны всеми за таковые." (Аристотель "Поэтика", кн. II, гл. XXI) Если речь длинная, то в завершение ее лучше напомнить основные ее идеи.

12.1.13. Готовность.

Политический оратор должен быть способен мгновенно выстреливать свое мнение по самым разным вопросам. Это крайне необходимо для телевизионных дебатов, интервью, встреч с избирателями и пр. Готовьте свои экспромты заранее. Составьте таблицу ответов на коварные вопросы и мнений по скользким темам. Вместо полных предложений можно писать ключевые фразы. Из заученных фраз вы текст уж как-нибудь свяжете. Таблица может выглядеть приблизительно так: -------------------------------------------------------------- вопрос / тема | ответ / мнение -------------------------------------------------------------- политика | за политиками нужен глаз да глаз; | мало есть политиков, которые не лгут; | политика -- неизбежное зло; | считаю, что можно быть честным и в политике; | демократия | эта ценность -- не абсолютная; равно как | и диктатура -- не абсолютное зло; | в истории есть немало случаев, когда народ | сам подыскивал себе диктатора, чтобы покончить | со смутой; | Как вы оправ- | Никак не оправдываю. Мне нечего стыдиться. дываете свое |Я был и остаюсь социалистом. пребывание | в КПСС? | | | -------------------------------------------------------------- Гоняйте себя по этой таблице: прикрывая рукой сторону с ответами и пробуйте отвечать на вопросы так, как пришлось бы, если бы слушатели пытались вас на чем-нибудь поймать. Еще лучше -- написать темы на карточках и перебирать их в случайном порядке.

12.1.14. Тактика.

... подобно насекомому, которое ищет свет, они инстинктивно поворачиваются к тем ораторам, которые говорят то, о чем они желают услышать ... Кто питает их иллюзиями, тот и будет их хозяином, а тот, кто пытается эти иллюзии развеять, всегда становится их жертвой. Г. Ле Бон. "Психология толпы". Есть два крайних типа ораторов: любимые -- от которых ждут побольше откровений, и нелюбимые -- от которых ждут краткости. Уясните свой тип. Поскольку чаще всего вы будете "нелюбимым", надо усвоить следующее: 1. Обычно ваше мнение никому не интересно, и вас слушают лишь из вежливости или по предписанному порядку. 2. Ваши воззрения скорее всего отличаются от воззрений слушателей, и кое-что из того, что вы считаете хорошим, они наверняка считают плохим. 3. Людей крайне трудно в чем-то быстро переубедить, и надо опираться на уже имеющиеся у них представления. 4. Люди не любят, когда кто-то рядом оказывается умнее, осведомленнее, удачливее их. 5. Чтобы удержать на себе внимание, надо сразу показать свою полезность или хотя бы быть приятным. Чтобы склонить слушателей на свою сторону, оратору нужно следующее: приятная внешность, принадлежность к категории людей, которую слушатели уважают; доброжелательность к аудитории, льстивость; хороший голос и эффектное построение речи; существенность и понятность темы выступления; приемлемость выдвигаемых предложений. Сенека: "У некоторых, когда им предстоит выступать с речью, дрожат колени, у других стучат зубы, заплетается язык, губы слипаются." ("Письма Луцилию", XI ) Чтобы убавить волнение, сделайте несколько глубоких вдохов. По возможности потратьте свой адреналин (гормон, выделяемый при волнении) на физические усилия: пройдитесь в быстром темпе, сделайте гимнастику или хотя бы неза- метно поиграйте мускулами под пиджаком. Попробуйте обратить вол- нение себе на пользу: заставьте себя воспринять его положительно -- как средство мобилизации способностей. Также бывает полезно следующее: убедить себя, что в случае неудачи далеко не все будет потеряно; представить мероприятие как тренировку перед другим, более серьезным мероприятием; вытеснить волнение умеренной злостью; в крайнем случае причинить себе боль, к примеру, ущипнуть себя. Состояние голосовых связок надо проверить до того, как перед вами окажется микрофон: прокашляйтесь или тихо порычите при закрытом рте. Это поможет снять спазм горла. * * * В процессе своего выступления наблюдайте за реакцией аудитории. Не охватывайте ее скользящим взором, а всматривайтесь в конкретных людей. Надо обращать внимание, на то, понятна ли слушателям ваша речь, интересна ли она им, убеждают ли их ваши аргументы. Если речь не воспринимается должным образом, надо менять ее находу. Если не нужно тянуть время, будьте кратки. Но выскажитесь полно и ясно: во второй раз могут не дать слова. Можно строить речь на контрасте с другими ораторами. Если все они кричат, говорите спокойно. Если тянут резину -- прибавьте эмоций. Если из-за волнения или неправильного дыхания стало трудно говорить, плавно замедлите темп и увеличьте паузы, задайте риторический вопрос, поищите нужную бумажку, выпейте воды. В некоторых случаях бывает полезно изобразить неподготовлен- ность и смущение -- например, когда выдвигают на какую-нибудь значительную роль. Иногда надо быть и немного смешным -- например, на банкете у шефа. Настройтесь на возможные недружелюбные реплики из зала, на которые, возможно, придется давать ответы. Наготове должны быть дежурные фразы, которые позволяют тянуть время и уходить в сторону, если экспромт не идет на ум: "Это втоpостепенный вопpос!" "Для ответа на этот вопрос надо специально готовиться." "Я ценю ваше остроумие, но вы отклоняетесь от темы." "О, у кого-то, наконец, прорезалось собственное мнение!" "По-вашему, профессиональных тайн вообще быть не должно? Но это абсурд!" "Конечно же, я могу ошибаться -- и вы тоже!" "Ну куда вы рветесь? Возьмете слово и тогда выскажетесь". И др. Нужно быть готовым к освистыванию, захлопыванию, издевательским выкрикам, метанию тухлых яиц, неожиданным гнусным обвинениям, попыткам стащить с трибуны и пр. Диоген Лаэртский о Кратете: "Он нарочно ругался с проститутками, чтобы приучить себя к поношениям." На каждый вариант неблагоприятного восприятия вашей речи надо подготовить какие-то приемы про запас. При враждебности аудитории очень желательно иметь возможность быстро покинуть место выступления -- не через зал, а через какую-нибудь маленькую заветную дверь за кулисами: крикнуть "Ну и подыхайте тут как хотите!" или "А пропадите вы пропадом!" -- и как сквозь землю провалиться. Под рукой должны быть папка или портфель, чтобы прикрывать голову. В кармане можно приберечь что-то вроде элек- трошокера или баллончика со слезоточивым газом -- для расчищения себе дороги, для сдерживания преследователей.

12.1.15. Ораторские приемы.

Чья речь покажется тебе придирчиво вылощенной, у того, так и знай, душа тоже занята пустяками. Великий муж говорит небрежней и уверенней; что бы он ни сказал, во всем больше убедительности, чем тщательности. Сенека. "Письма Луцилию" (CXV). Различные действенные ораторские приемы известны со времен Древней Греции. Вот некоторые из них: обращение: "Братья и сестры!"; метафора (использование слова в переносном значении): "все вы свиньи"; эпитет (использование определения, прибавляемого к названию предмета с целью выделить его характерное свойство): "о меднолатные мужи ахейцы!"; "мой верный Яго!"; "все вы грязные свиньи"; сравнение: "аки тать в нощи"; гипербола: "Удобней верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие." (Матф. 19.24); парадокс, противопоставление: "Что высоко у людей, то мерзость перед богом." (Лука 16.15); каламбур: "Ты сер, а я, приятель, сед."; юмор: "с Лениным в башке и маузером в руке"; сарказм: "слишком хороший, чтобы жить"; "моя безответная любовь к Родине"; инверсия: "Я не из тех, кто вешается, -- я из тех, кто вешает."; продолжение до абсурда: "Один раз -- удача, другой раз -- удача. Поз- вольте, а где же умение?" (А. Суворов); риторический вопрос: "А судьи кто?"; рефрен (повторение одних и тех же слов): "Нет, нет и еще раз нет!"; раскаяние: "Будь проклят день, когда я ..."; клятва: "Чтоб мне сдохнуть!"; призыв: "Ударим автопробегом по бездорожью и разгиль- дяйству!"; лесть: "Вы -- соль соли земли!"; оскорбление: "Варвары! Жалкое скопище пьяниц!"; благодарение:"Прошла зима, настало лето -- Спасибо партии за это!"; молитва: "Помоги им, Господи!" сентенция: "Рожденный ползать -- летать не может." Риторические элементы речи являются средствами возбуждения у слушателей некоторых чувств. Речь может состоять из одной рито- рики и при этом быть эффективной, но такой подход несолиден. Лучше всего -- показать хорошую риторику при хорошей содержа- тельной части. Также надо иметь в виду, что перенасыщенная ора- торскими приемами речь воспринимается с затруднением и производит впечатление претенциозности и извращенности. Никогда не следует напрямую призывать слушателей к пеpеживанию нужных эмоций: надо использовать приемы, которые могут эти эмоции возбудить. Не "проявите к этому человеку хоть каплю сострадания", а "ведь запросто может случиться, что на месте этого человека ока- жетесь вы сами или ваш брат".

12.1.16. Пpиемы, используемые в дебатах.

Дебаты -- публичная словесная дуэль, осуществляемая в pамках пpиличия с целью показать себя слушателям с лучшей стоpоны, склонить их к пpинятию некотоpой точки зpения, дискpедитиpовать оппонента. Можно спровоцировать оппонента на высказывание идеи, против которой есть блестящее возражение. Можно затрагивать вновь и вновь болезненную для оппонента тему, чтобы ввести его в состояние раздражения. Можно построить речь как гротескную защиту позиции оппонента, делающу эту позицию нелепой или отвратительной. Иногда бывает эффектным крайне бережное отношение к оппоненту, снисхождение к его недостаткам, обращение с ним как наивным беспомощным существом. Эффектно погоpячиться можно лишь в случае, если оппонент пpенебpежительно высказывается о существенной для слушателей пpоблеме или о чем-то доpогом для них либо лжет так, что вы тут же можете его убедительно опpовеpгнуть. Если гоpячится оппонент, можно настpаивать пpотив него слушателей высказываниями вpоде следующих: "Надеюсь, вы спpавитесь с волнением." "Потом будут говоpить, что это я довел вас до инфаpкта." "Хочется надеяться, что вы не станете швыpять в меня тяжелые пpедметы." Если оппонент сбивается на длительные монологи, можно попpобовать настpоить пpотив него слушателей пpимеpно следующими замечаниями: "Если мне здесь тоже позволят высказаться ..." "Мне очень неловко пеpед слушателями за то, что вклиниваюсь в вашу блестящую pечь!" Чтобы досадить оппоненту, можно использовать следующее: 1. Перепутать или не сразу вспомнить имя оппонента: "Александр .. ээ .. Гаврилович" или: "Александр Гаврилович .. ээ .. Егорович". 2. Упоминать фамилию оппонента без предваряющих общепринятых званий: "замечание Сидорова" вместо "замечание товарища Сидорова". 3. "Плохо расслышать" вопрос или замечание оппонента, заставить повторить несколько раз. Прием особенно подходит, если у противника плохая дикция, на которую можно будет язвительно указать, если он попробует ехидничать насчет вашего слуха. 4. Выразительно повторить оговорку или речевой дефект оппонента. 5. Допустить слегка пренебрежительное высказывание, напр.: "не заговаривайте мне зубы". 6. Сделать пренебрежительный жест, относящийся к оппоненту: к жестам цепляться труднее, чем к словам. 7. Обыграть фамилию, национальность, внешность, возраст или другое очевидное и неотъемлемое качество оппонента.

12.1.17. Смешное.

Серьезность является непреложнейшим признаком затрудненного обмена веществ. Ф. Ницше. "К генеалогии морали" (III.25). У Шопенгауэра ("Мир как воля и представление"/"К теории смешного"): "Преднамеренно смешное -- это шутка." "Если же шутка скрывается за серьезностью, это ирония." "Обратное иронии, скры- тая за шуткой серьезность, это -- юмор." "Источником смешного всегда служит парадоксальное и поэтому неожиданное подведение предмета под понятие, в остальном ему ге- терогенное, феномен смеха означает таким образом всегда внезапное понимание несоответствия между таким понятием и мыслимым в нем реальным объектом." По-видимому, смех -- это переживание своего превосходства, проявление безмятежного пренебрежительного презрения к бессиль- ному врагу, не вызывающему ни отвращения, ни малейшего страха. Эта эмоция постепенно несколько извратилась по мере развития психической деятельности людей, и сейчас они смеются не только и не столько над беспомощными врагами, сколько над случайными жертвами, дающими повод отдаться приятному переживанию. То есть, смеющийся человек, как правило, предается извращению. Оно не всегда безвредно, как и все извращения. К. Лоренц ("Агрессия", гл. 14): "Смех не только создает общность его участников, но и направ- ляет их агрессивность против постороннего. Если человек не может смеяться вместе с остальными, он чувствует себя исключенным, даже если смех вовсе не направлен против него самого..." * * * Высказывание может быть смешно само по себе, или в некотором контексте, или в некоторой ситуации. Само по себе бывает смешно следующее: 1. Замена слова в известном выражении на слово, которое взято из выражения, имеющего противоположный смысл: "покpыли себя несмываемой славой"; "моя непримиримая любовь к этому человеку". 2. Добавление к известному выражению слова, принижаюшего его смысл: "бывалый могильщик капитализма". 3. Преувеличение: "Пятилетку -- за три дня!" 4. Преуменьшение: "Ему немного не повезло: помер." 5. Созвучие с неприличным выражением: "Берегите природу -- вашу мать". 6. Резкая смена стиля: "Добрая старая Англия! Да поразит тебя сифилис, старая ты сука!" (Р. Олдингтон. "Смерть героя".) 7. Использование рядом разных смыслов одного и того же слова: "-- Вы переходите все границы, граф де Пейрак! -- Что вы, я нахожусь в границах своего графства!" (Анн и Серж Голон) Если у вас трудности с собственным юмором, запасайтесь чужим. Собирайте все эффектные фразочки, какие вам попадутся в беседах, газетах и пр. Кое-что из записанного задержится в памяти и может вовремя всплыть. В попытках смешить не следует опускаться до вульгарностей, вворачивать в свою речь фрагменты из популярных анекдотов и выступлений известных юмористов. Если оратор смешит, надо еще выяснить, над кем смеются: над теми, кого он пробует высмеять, или над ним самим. Безобидная шутка -- это шутка над самим собой, или над кем-то отсутствующим, или по ничтожному поводу, или в ответ на чужую шутку. Лучше не сказать ничего смешного, чем кого-то неуместно задеть либо выдать что-то совсем избитое или плоское и заставить окружающих вымученно улыбаться. Особые разновидности юмора -- черный (по поводу мук, болезней и смерти) и сексуальный. Тот и другой в серьезной речи неуместны.

12.1.18. Остроумное.

"Под острым умом у нас понимают то неожиданное сравнение, то тонкий намек; иногда это самовольная игра словом, которое дается в одном смысле, тогда как его следует понимать в ином; изящная связь между двумя необщепринятыми идеями -- редкая метафора; в одном случае это поиски содержания предмета, с первого взгляда незаметного, в другом -- искусство либо соединить два далеко отстоящих понятия, либо, напротив, разделить понятия, кажущиеся слитными, противопоставить их друг другу; подчас это умение высказать свою мысль лишь наполовину, позволив о ней догады- ваться." (Вольтер, "Ум, остроумие" -- из "Философского словаря") Остроумие держится на некоторых специализированных навыках оперирования словами и обычно не свидетельствует о большом уме. Вообще, если силы уходят на то, чтобы строить речь смешно и остроумно, мало что остается на работу над ее смысловым содер- жанием. Следует различать смешное и остроумное. Смешное не всегда остроумно, остроумное не всегда смешно. Что было сказано с претензией на смешное, но не оказалось таковым, то сходит за остроумное.

12.1.19. Факты.

Собирайте значимые данные, которые относятся к сфере ваших интересов и могут быть использованы в какой-нибудь беседе, речи или статье. Отведите для фактов специальное место в блокноте. При каждой записи делайте ссылку на источник. Подходите к фактам с осторожностью: сообщившие их люди иногда обманывают, а иногда заблуждаются. Кроме того, ваши данные могут оказаться неполными или устаревшими. Учитывайте, что одни и те же обстоятельства можно трактовать по-разному и даже использовать для обоснования противоположных событий, и поэтому сливки снимает тот, кто к неоднозначному факту обратится первым.

12.1.20. Крылатые слова.

Для крылатости фразе нужны: существенная и частая разговорная тема, неизбитое сочетание слов или даже необычное использование одного единственного слова. Русский язык -- материал для этого дела самый что ни на есть подходящий. Бывает, в единственном слове достигается восхитительная хлесткость. Вот блестящие примеры из российской политической жизни нового времени: "членовоз" -- лимузин, перевозящий "члена" ЦК или Политбюро; "комсяки" -- члены ВЛКСМ; "коммуняки" -- члены КПСС; "гдлянь" -- сторонники следователя Тельмана Гдляна, на митингах требующие расправ с "мафией"; "демики" -- демократы (аналогия с "гомики" и "педики"); "нацики" -- члены нацистской партии; "памятники" -- члены черносотенного общества "Память"; "съездюки" -- участники Съезда народных депутатов России, настроенного критически по отношению к президенту Ельцину, любимцу "демократов" (1993 год); "думаки" -- депутаты Государственой Думы России; "выбросы" -- участники движения "Выбор России". А вот несколько бытовых примеров из советского времени: "дебильник" -- портативный аудиоплейер с наушниками; был одно время дорогой игрушкой; "педерастка" -- маленькая мужская сумка; "менингитка" -- тонкая вязаная шапочка, плотно облегающая голову. Образцы удачных словосочетаний: "столыпинский галстук" -- петля на виселице, по имени председателя совета министров России Столыпина (1862-1911), организатора репрессий против революционеров; "коктейль Молотова" -- бутылка с горючей смесью, оружие пролетариата; по имени наркома иностранных дел СССР. Крылатыми могут стать обычные высказывания, эффектно сделан- ные в какие-то выдающиеся моменты и потому обросшие волнующими ассоциациями. Из-за этого хвоста ассоциаций они и применяются. К примеру: "Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя. Спроси, что ТЫ сделал для твоей страны" (Джон Кеннеди). Просто дух захватывает, какое величие можно соорудить из простых слов. Бывает, вы считаете, что такая-то ваша фраза должна стать крылатой, а окружающие так не считают. В этом случае не застревайте на собственных словесных достижениях: если вас не повторяют другие, не повторяйтесь и сами. Коллекция из сотни крылатых цитат поможет вам прослыть культурным человеком. Чтобы составить коллекцию, не обязательно много читать: проработайте 3..5 афористичных книг (к примеру Новый Завет, "Коммунистический манифест", "Двенадцать стульев"), и это благотворно отразится на вашей речи. Особенно если вы не будете употреблять газетных штампов и модных фразочек сезона.

12.1.21. Устойчивые образы.

У часто выступающего оратора, делающего ставку на возбуждение масс, должно быть несколько эмоциональных образов (моделей действительности), которые выражают его позицию, и вколачивать которые в головы слушателей -- его важная цель. К примеру, у Адольфа Гитлера это были: несчастная Германия (1), которую терзают гнилые демократии (2), предатели-коммунисты (3) и международный еврейский капитал (4); великое прошлое (5) и великое будущее (6) немцев; несгибаемая нацистская партия -- коллективный разум и коллективная воля (7); он сам -- беском- промиссный борец за великую Германию (8). Устойчивые образы не привязываются к конкретному словесному выражению. Их можно pисовать pазными сpедствами, но с одним и тем же смыслом.

12.1.22. Лозунги.

Лозунг должен быть коротким, из легко произносимых слов, существенным, хотя, возможно, и не новым по форме. Он может состоять вообще из одного единственного слова: "Обогащайтесь!" (Бухарин). Расплывчатость вовсе не портит лозунга, так как каждый получает возможность вкладывать в него свой желательный смысл. Каламбур -- эффектное качество, почти гарантирующее лозунгу жизнь: "Грабь награбленное!" (Ленин) * * * Есть целое семейство действенных лозунгов, сделанных по схеме "лучше А, чем Б": "Лучше смерть от железа, чем от голода!" (Спартак) "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!" (Долорес Ибаррури) Еще популярна схема "Q или смерть": "Свобода или смерть!"; "Родина или смерть!"; "Социализм или смерть!" (Фидель Кастро). Хлестко звучат лозунги, имеющие форму "А есть Б": "Знание -- сила" (Фрэнсис Бэкон); "Время -- деньги" (Генри Форд); "Курение -- смерть" (фольклор). Генерал Шерман со своим лозунгом "Хороший индеец -- мертвый индеец" создал большой соблазн для подражаний по схеме "Хорошее А есть такое-то А". Великий талант М. Горького сделал впечатляющей схему "если А не Б, то С": "Если враг не сдается, его уничтожают". Бывают эффективны категоричные лозунги типа "Долой X": "Долой КПСС". Чтобы они не воспринимались как плосковатые, надо после "долой" помещать такое слово, которое большинство людей вряд ли туда поставило бы. У подобных лозунгов есть бунтарский оттенок, и для серьезной политики в стабильном обществе они, как правило, не годятся. Лозунги типа "Нет Х" звучат мягче: "Нет СПИДу", "Нет изменникам Родины". К ним примыкают лозунги, выстроенные по схеме "Скажем Х нет". Иногда используются "арифметические" лозунги (в основном по схеме A=B+C): "Коммунизм = советская власть + электрификация всей России"; "Путин = Берия + Чубайс". Лозунги по схеме "За Х" ("За X, Y и т. д.") получаются в официозном стиле: "За Родину!", "За Сталина!", "За веру, царя и отечество!". Глубинные принципы хорошо запечатлеваются в лозунгах вида "X и Y", "X, Y, Z": "Родина и свобода", "Справедливость и порядок", "Православие. Самодержавие. Народность." (лозунг российских монархистов), "Родина. Народ. Фюрер." (один из лозунгов III Рейха), "Верность. Честность. Храбрость." (девиз Федерального бюро расследований, США), "Честность. Независимость. Справедливость." и т. п. У Гитлера был емкий неподражаемый лозунг "Один народ -- одна партия -- один фюрер!" В этой формуле поместился чуть ли не весь национал-социализм. Сочините что-либо подобное, и все специалисты выразят вам свое почтение. Еще нацистские лозунги: "За свободу, справедливость и хлеб!" "Фюрер, приказывай -- мы исполняем!" Лозунги генерала Франко: "Через Империю -- к Богу!", "Испания -- неповторимая судьба во Вселенной!" (талантливая эксплуатация стремления к возвышенному), "За родину, за хлеб и справедли- вость!", "Ни одного очага без огня, ни одной семьи без хлеба!". С таким набором призывов можно было разбить любого врага. Лозунг Муссолини: "Принцип фашизма -- героизм, принцип буржуазии -- эгоизм." (противопоставление: A есть X, а B есть далеко не X.). Еще примеры удачных лозунгов: "Бог был белым" (белые расисты); "Черное значит красивое" (борцы за права негров). Лозунги типа "Да здравствует X!", "Слава Y!", "P и Q -- едины!" воспринимаются как примитивные. А может, они просто набили в свое время оскомину. Рифмы годятся только для несерьезных лозунгов. Рифма принижает. Надо устранять даже случайно получившиеся неполные и внутренние созвучия. Распределение ударений в фразе -- наоборот, очень важный аспект. Ритм фразы должен работать на ее содержание. Лозунг -- это ритмическая проза. К вашему лозунгу не должны напрашиваться никакие саркастичес- кие модификации и дополнения. Л. И. Брежнев как-то бросил армии призыв "Все созданное народом должно быть надежно защищено" -- хороший образец лозунгового творчества. Но армия дополнила: "от прапорщика"-- и Брежнев остался без лозунга. Фидель Кастро категорически призвал кубинцев: "Социализм или смерть!", но некоторые стали спрашивать: "Какая разница?"

12.1.23. Блокнот.

Хорошо организованный блокнот -- ключевой элемент самооргани- зации и карьеры. Лучше всегда иметь при себе два блокнота: один -- для вре- менных данных, другой -- для таких сведений, которые стареют медленно. В первом блокноте пишите наброски речей. Во втором блокноте сделайте "ораторский" раздел, а в нем заведите следующие подразделы: Цитаты. Крылатые слова. | Анекдоты (поучительные истории). Факты. | Лозунги. Смешное. | Потеря такого блокнота -- большой удар. Сделайте его копию -- например, в виде компьютерного файла. Сначала вы работаете на свой блокнот -- потом блокнот будет работать на вас.

Возврат в оглавление
Hosted by uCoz