Александр Бурьяк

Мёртвое море
как благоприятствующий жизни фактор

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
"Мёртвое море", "Dead Sea" -- это, можно сказать, торговая марка. Словосочетание притёрлось в языке, поэтому на слове "мёртвое" люди не спотыкаются, хотя в применении к косметике, особенно лечебной, оно вроде как не уместно. Но, может быть, надо изменить отношение к слову "смерть": перестать видеть в смерти непременно катастрофу. Есть множество религий, включающих в себя веру в загробную жизнь (возможно, лучшую, чем догробная), однако носители этих религий и связанных с ними культур, тем не менее, страдают при смерти своих близких и боятся смерти сами если и меньше, чем атеисты, то не намного. Со смертью я шутить не хочу. Тема смерти требует очень осторож- ного подхода, а то как бы не вышло чего нехорошего. Со словом "смерть" ассоциируются 1) отвратительный гнилостный запах; 2) отвратительный вид полуразложившихся трупов. С другой стороны, если живая прекрасная женщина запирается в комнатке уединённых размышлений, то выделяющееся у неё из задней дырочки оказывается почти столь же отталкивающим, как то, что ассоцииру- ется со словом смерть. А если эта красавица протянет в живом состоянии лет 70, она по виду и запаху будет даже на ходу мало отличаться от того, что упокоивают на кладбищах. Между тем, из кожи мёртвых животных люди делают себе прекрасную одежду, обувь и прочее, а кости этих животных люди используют как материал для красивых вещей. Да что там говорить об украшениях, если мёртвых животных люди даже употребляют в пищу, причём с удовольствием и в огромных количествах! Из этого можно заключить, что у смерти, как и у жизни, есть и приятные стороны, и неприятные. И, кстати, что представляет собой почва -- ключевой компонент биосферы и основа существования человеков -- если не смесь из минеральных частичек и полуразложившихся остатков всяких организ- мов? Тит Лукреций Кар (I век до н. э.), в поэме "О природе вещей": Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая, Так как природа всегда возрождает одно из другого И ничему не даёт без смерти другого родиться. На смерть можно смотреть как на переход организма из живого состояния в состояние ресурса для обеспечения новой жизни. На ЧУЖУЮ смерть, особенно не человеческую, такое смотрение даётся очень легко. Сложность возникает у человеков с их СОБСТВЕННОЙ смертью, а также со смертью их близких. Дело в том, что вообще организмы очень не хотят переходить из живого состояния в состоя- ние ресурса. А если бы было иначе, то было бы слишком много пере- ходов, так что вскоре даже некому стало бы переходить. Всякий организм имеет выгоду и в жизни других организмов, и в их смерти. Одни организмы больше полезны живыми, другие -- мёрт- выми (но чтобы стать мёртвыми, они сначала должны побыть живыми). Есть МЕШАЮЩИЕ организмы. Польза получается уже от того, что они перестают жить. Но их тоже можно пускать на переработку. Инстинктивное отвращение людей к переработке других человеков происходит единственно из нежелания самим попадать в переработку прежде времени (если смотреть на человека как на источник орга- нов, материалов и веществ, то возникает интерес к возможности заполучать все эти ценности пораньше). * * * Купание в воде горячих сероводородных источников Мёртвого моря очень благоприятствует излечению от антисемитизма, если только израильский туристический сервис ДО или ПОСЛЕ того не испортит пациентам настроения. 15 минут пребывания в бассейне вполне рас- крывают глаза на то, почему римляне зачастую строили свои города там, где были выходы горячих лечебных вод на поверхность земли. * * * Если говорить честно, жидоненавистнические ушлёпки, то я Израиль люблю. Люблю, поскольку там есть то, что мне очень нра- вится: моря и горы, леса и пустыни, длинная история, обильные руины, намоленные храмы, мозаика культур (и просто древние мозаики), умеренный национализм, здоровый милитаризм, всеобщая военная обязанность, доподлинная сменяемость власти, доподлинная ответственность высших чиновников перед судом. (Для справок: http://www.bbc.co.uk: Евгений Сова, "Экс-прези- дент Израиля Моше Кацав отправляется в тюрьму", 07.12.2011: "Уже в среду утром бывший государственный муж отправляется в тюрьму 'Маасиягу', где и начнет отбывать тюремное наказание сроком в 7 лет." "Уже известно, что Кацав будет делить одну камеру с отбывающим срок бывшим министром от партии ШАС Шломо Бенизри."). Если бы не обругиваемые вами сионисты, эта область земного шара была бы лишь безлесой малонаселённой местностью, точечно доступ- ной для европейцев, с малярийными болотами на северо-западе и пустынными горами на востоке и юге. Без евреев удержать эту богатейшую в историческом аспекте область за европейской циви- лизацией не получилось: отсюда были выбиты и византийцы, и крестоносцы. Выперли бы отсюда последователи Пророка очень скоро и англичан. Замечу, что недоразвитость чувства благодарности -- это крупный дефект организма, не способствующий его выживанию. По происхождению Израиль -- далеко не чисто еврейский: он -- общий, коллективная ценность европеоидов (включая арабов), кото- рая в современных наслоениях сделана по преимуществу еврейскими руками (но ещё английскими, немецкими, русскими и др.), а в древних -- кем только не делана: финикийцами, египтянами, греками, персами, римлянами, арабами, тюрками, почти теми же евреями и др. * * * В ландшафтном отношении Изриль заслуживает только лютой завис- ти. А вот с климатом ситуация сложнее: чтобы не страдать от кли- матических эксцессов, надо знать когда лучше ездить в ту или иную местность, а когда лучше в неё не ездить совсем. Скажем, район Иерусалима -- это зимой одно из самых мокрых мест на Ближнем Востоке: в январе из 31 дня в среднем 18 -- дождливые (зато летом -- ни одного). А в районе Мёртвого моря или в Эйлате зимой удобно пересиживать иерусалимские (тель-авивские и т. д.) дожди. Ну, а от летней жары надо спасатья поближе к горе Хермон в Галилее. Или на пляжах атлантического побережья. Ещё вариант: в комнате с кондиционером. * * * Упавшая с неба в районе Иерусалима вода потом частчно просачи- вается в сторону Мёртвого моря и там выходит на поверхность в нескольких местах дивными горными потоками. Ein Gedi ("Источник козлёнка") -- маленький оазис на берегу Мёртвого моря на краю Иудейской пустыни. Райское место, объявлен- ное заповедником. Кстати, в маленьком Израиле есть более 200 заповедников, пусть и небольших. В дальней части Эйн Геди существует пещера, в которой якобы Давид скрывался от Саула. Ныне доступ к этой пещере закрыт: место было объявлено совсем заповедным, чтоб природа хоть где-нибудь могла отдыхать от людей. Эйн Геди расположен частично в ущельях. Всего там имеются два ущелья: ущелье Аругот и ущелье Давида. В каждом течёт свой водный поток и имеются водопады. Вода из Эйн Геди в Мёртвое море не попадает: что не идёт на полив, то разливают в пластиковые бутылки и развозят по всему Израилю для питья. Я пил. * * * В Эйн Геди мне показали тамариск манноносный (лат. Tamarix mannifera). Это такой обитающий на Синае и в Палестине кустарник, который для якобы защиты от тлей выделяет вещество "ман", являющееся одним из объяснений библейского выражения "манна небесная". (По другим источникам, наоборот, именно тли этот "ман" и выделяют. В общем, он образуется от тамариска и тлей.) "В 1927 году зоолог Еврейского университета в Иерусалиме Боденхаймер обнаружил на Синайском полуострове разновидность тамариска, который в весеннюю пору выделяет сладковатую жидкость, быстро застывающую на воздухе в виде белых шариков, похожих на град. Местные бедуины -- большие любители этого лакомства -- с наступлением весны толпами отправляются собирать белые липкие шарики, как мы собираем ягоды. Один человек может собрать за день полтора килограмма -- количество, вполне достаточное для того, чтобы утолить голод. Любопытно, что мелкие уличные торговцы в Багдаде по сей день выставляют на продажу сладкую смолу тамариска под названием ман." (З. Косидовский "Библейские сказания") * * * Каперс, каперсник (лат. Capparis spinosa -- "каперсы колючие"; татарское название -- "шайтан арбуз", из-за того, что плоды схожи с арбузом по вкусу) -- стелющийся кустарник, нераспустив- шиеся цветочные бутоны которого используются как кисло-горькая приправа. Их маринуют или консервируют в уксусе с солью. В Эйн Геди есть напоказ и каперсник. Это растение якобы считается одним из символов еврейского народа. Ну да, что-то в этом есть. * * * Территория Израиля -- бывшее морское дно. А Мёртвое море распо- лагается в медленно расширяющейся щели между двумя тектоническими плитами. * * * На Мёртвом море встречается (теперь только в виде остатков) природный асфальт серого цвета. * * * В районе Эйн Геди легко увидеть даманов. Скалистые и пустынные даманы обитают в Африке, на Аравийском полуострове и, как можно заметить, в Израиле. Едят листья, почки, траву, насекомых. Сами они тоже съедобные, поэтому нуждаются в защите от недоедающих народных масс. Даманы похожи на грызунов, но не являются их близкими родствен- никами. Длина тела у даманов 30-55 см., масса 1,4-2 кг. Хвоста нет. На спине имеется участок с особыми железами, выделения кото- рых используются даманами в оборонительных целях: в случае угрозы даманы поворачиваются к противнику спиной и топорщат шерсть над железами. О том, что потом случается с нападающими, чёткое мнение отсутствует. Возможно, они куда-то телепортируются. Даманы живут колониями по 5-50 зверьков. Самки рожают по 2-3 детёныша после 7 месяцев беременности. Детёныши рождаются зрячими и покрытыми шерстью и уже через несколько часов покидают гнездо. Ещё у даманов есть железы на подошвах лап. Эти железы выделяют вещество, которое увеличивает сцепление лап с поверхностью и по- зволяет даманам перемещаться почти по вертикальным скалам и ство- лам деревьев, в том числе вниз головой. ("Жизнь животных", т. 7, стр. 394-396)
Мёртвое Море, Эйн Геди
Карта заповедника Эйн Геди.
Мёртвое Море, Эйн Геди
Берег Мёртвого моря в районе заповедника Эйн Геди.
Мёртвое Море, Эйн Геди
Даман в заповеднике Эйн Геди.
Мёртвое Море, Эйн Геди
Содомская яблоня в заповеднике Эйн Геди. Её плодами содомиты содомяне травили неугодных гостей их города.
Мёртвое Море, синагога
Пол древней синагоги в районе Эйн Геди.
Мёртвое Море, соляной коралл
Такие вот кораллоподобные геологические образования из соли на берегу Мёртвого моря -- не редкость. По-моему, они возникают там, где кто-то помочился. Фотоаппарат приложен для масштаба.
Мёртвое Море, соляная корка
Соляная корка, которая крепче льда.
Мёртвое Море, соляной столп
Соляной столп. Такое может случиться с каждым, кто долгое время простоит возле Мёртвого моря неподвижно.
Мёртвое Море, Иордания
Дальше -- Иордания.
Мёртвое Море, Элвис Пресли
"Тематический" бар по дороге на Мёртвое море из Иерусалима. Здесь всё по поводу Элвиса.
В январе температура воды в Мёртвом море и воздуха над ним -- около 20 градусов. Для сибиряков этом, может, и нормально, а по мне так надо бы градусов по 5 прибавить. Вода Мёртвого моря наощупь как бы маслянистая. Малейшее повреж- дение кожи обнаружит себя в этой воде резью. Если вода попадает в глаза, требуется их срочная промывка. Заходить в воду надо в обуви, поскольку соляное дно довольно колючее. Соляная корка на берегу выглядит, как лёд. По толщине состав- ляет несколько сантиметров, и по ней можно ходить, но есть риск провалиться в жидкую грязь и оказаться потерянным для современ- ников. Чтобы удерживать туристов от опасных экспериментов, рассказывают историю о проломившем соляную корку джипе. Якобы не спасли никого. * * * Эйн Геди в Ветхом завете (1-я Царств, 24): 1 И вышел Давид оттуда и жил в безопасных местах Ен-Гадди. 2 Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: вот, Давид в пустыне Ен-Гадди. 3 И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны. 4 И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. 5 И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: `вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно'. Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. 6 Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. 7 И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. 8 И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. 9 Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился [ему]. 10 И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: `вот, Давид умышляет зло на тебя'? 11 Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: `не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа'. 12 Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее. 13 Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе, 14 как говорит древняя притча: `от беззаконных исходит беззаконие'. А рука моя не будет на тебе. 15 Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою. 16 Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей. 17 Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал, 18 и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом; 19 ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня. 20 Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня. 21 И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей. 22 Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего. 23 И поклялся Давид Саулу. И пошел Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укрепленное. * * * В районе нынешнего заповедника Эйн Геди до 6 века н. э. сущест- вовал еврейский город Эйн Геди, остатки которого ныне частично раскопаны. Важным занятием жителей этого города было изготовление благовония из сока растения "афарсемон". Что это было за расте- ние, сегодня не известно. В современном иврите ставшее беспред- метным слово "афарсемон" использовали для обозначения хурмы. В 6 веке обитатели города из вредности уничтожили все посадки "афарсемона". Так гласит легенда для туристов. Среди раскопанных остатков города -- синагога, точнее, её мозаичный пол с огрызками стен. На полу сохранилась мозаичная надпись еврейскими буквами, содержащая проклятия на головы тех, кто "ссорит между собой ближних, или порочит друзей, или обкрады- вает друзей, или выдает неевреям секреты города" (сайт "http://www.jewishagency.org). Подозревают, что под секретом города имелся в виду рецепт благовония из "афарсемона". Секрета, к сожалению, никто из жестоковыйных не выдал. * * * На Мёртвом море -- о, боги! -- я выяснил, наконец, что значит пресловутое SPA. Оказывается "Sanus per aqua". После перевода с латинского на русский -- "здоровый через воду". Другими словами, водяные оздоровительные процедуры. * * * С бедуинской точки зрения, район Мёртвого моря вполне пригоден для обитания. С медицинской точки зрения, воздух этого района очень полезен при наклонности ко всяким заболеваниям дыхательных путей (по той же причине, по какой полезен воздух соляных шахт). * * * Кстати, о бедуинах (в районе Мёртвого моря они есть). Хватанул из одного израильтянского livejournal (10.03.2012): "Израильские бедуины -- обыкновенные пустынные цыгане, только мусульмане. Живут в хижинах из кровельного железа, готовят жратву на кострах, реже на кирогазах. Им платят огромные деньги в виде пособий по безработице, причем если мужики еще где-то местами работают, то женщины конечно нет: вера не велит и муж не пускает. Плюс пособия на детей получают огромные, потому как детей у них много. Так продолжается уже 55 лет, в итоге имеем нацию трутней и социальный балласт. В противовес которому, кстати, постоянно в страну завлекают русскоязычных репатриантов: чтоб как надо голосовали, чтоб в армии служили и налоги платили. Надо же на что-то всю эту банду побирушек содержать." О феномене бедуинства. Бедуины живут в местностях, в которых только они и в состоянии выживать без значительной поддержки извне. Если ландшафт не равнинный, там достаточно много мест, позволяющих скрываться от государственного ока. Вдобавок посколь- ку хозяйственное значение пустыных территорий в основном ничтож- ное и население их соответственно очень редкое, государство из экономических соображений может позволить себе лишь минимальное присутствие там. Население по большей части предоставлено само себе и самоорганизуется, как может и хочет. Если оно сильно докучает обитателям соседних окультуренных территорий, можно, разумеется, понемногу уничтожать его с воздуха. Но это крайность, до которой надо ещё дойти. А когда дело дойдёт и до этого, ресурсы окультуренных территорий уже вряд ли будут позволять масштабные карательные акции. Поэтому бедуины вечны. И они, кстати, выживут -- и даже что-то выиграют -- если глобальная катастрофа природопользования приведёт к уничтожению большей части биосферы: там, где бедуины обитают, биосферы и так почти нет. * * * Крупные достопримечательности в районе Мёртвого моря -- это заповедник Эйн Геди и героическая горная крепость Масада, символ еврейского сопротивления. В Масаде израильские солдаты присягают на верность Родине. В крепости сохранилось кое-что от дворца Ирода. Помимо этого и пейзажей, смотреть в районе Мёртвого моря почти нечего: надо просто дышать, размышлять и принимать сероводородные ванны. * * * Некоторые страны предлагают своим, а больше заезжим, местные чудодейственные средства медицинского, гигиенического или хотя бы косметического назначения. Такие средства, что, если ты их не опробуешь, то будешь рвать на себе остатки волос всю последующую несчастную жизнь (правда, недолгую). В Чехии это препараты на основе карловарской соли, а также настойка Бехеря... эээ... Бехеревка. В Египте это всякие ароматические и лечебные масла, включая дивное масло чёрного тмина, помогающее от половины болез- ней посредством усиления иммунитета, и чуть менее дивное масло руколы, якобы способствующее мужскому влечению и росту волос. В Таиланде это тайский массаж. В Индии это аюрведа. В Белоруссии это лечебные лапти, особым образом сплетённые из особого лыка. В Израиле же это косметика с минералами Мёртвого моря. Кто её не купит и потом не будет мазаться ею, тот таскался в эту страну почти что зря.

Литература

"Жизнь животных, т. 7, М., "Просвещение", 1989.

Возврат на главную страницу