Александр Бурьяк

Хайфа как бахайский Рим

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Ивритский вариант названия Хайфы -- Хефа. Хайфа располагается в основном на пологом склоне горы Кармель, так что sea view обеспечен в очень многих домах этого замечатель- ного города. Оживление древней Хайфы началось после того, как турки в 1905 году проложили железную дорогу между Дамаском и Мединой. В 1934 году англичане построили в Хайфе гавань. В настоящее время Хайфа -- главный порт Израиля и военно-морская база израильского флота (другие базы: Ашдод, Эйлат; кроме того, есть пункты базирования: Акко, Атлит, Ашкелон). Кстати, в тему о том, кто и как вооружает Израиль. Википедия: "Две первые подлодки были переданы ФРГ Израилю бесплатно в качестве возврата исторического долга за Холокост. Затраты на строительство третьей ДЭПЛ были поделены между Германией и Израилем в равных частях. Согласно подписанному в середине 2006 года контракту общей стоимостью $1,4 млрд, Израиль финансирует две трети стоимости постройки четвертой и пятой ДЭПЛ, треть оплачивает Германия." Хайфа -- существенно мультирелигиозная: помимо иудаистов и почитателей Магомета, здесь значительно присутствие христиан всяких конфессий (в том числе христиан-арабов), бахаистов и друзов. Власти Израиля, будучи светскими, покровительствуют ВСЕМ рели- гиям. Это делается не для вящего охмурения народных масс, а для того, чтобы не было конфликтов хотя бы на религиозной почве. Правда, из-за этого случаются конфликты между зарвавшимися орто- доксами и неверующими евреями. А ещё, говорят, бывают потасовки в Храме Господнем между священнослужителями, представляющими разные ветви христианства. * * * Бахаизм -- религия, возникшая на глазах культурного человечес- тва. Основатель бахаизма -- пророк Баб, или Эль-Баб ("Врата" по- арабски). Настоящее имя -- Сейид Али Мухаммада Ширази. Родился в 1819 или 1820 г. В году 1850 г. казнён (расстрелян) иранцами в Тебризе за еретизм. Останки пророка были спрятаны его сторонника- ми, а в 1899 г. захоронены в Хайфе. Преемник Эль-Баба, Бахулла ("Божья Слава", в детстве Мирза Хусейн Али, 1817-1892), по новому имени которого названа религия, похоронен поблизости Акко. Принципы вероучения Бахауллы: 1. Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира. 2. Самостоятельный поиск истины каждым верующим. 3. Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических). 4. Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием. 5. Значимость и необходимость всеобщего образования. 6. Осуществление равноправия мужчин и женщин. 7. Устранение крайних форм бедности и богатства. 8. Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости. 9. Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам. 10. Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга. 11. Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности. 12. Отказ от фанатизма. 13. Отказ от азартных игр. 14. Отказ от употребления алкоголя и наркотиков, за исключением предписанного врачом. В целом ПРЕКРАСНО, но модерализм всё-таки лучше. Число 9 у бахаев считается особенным. В бахайских храмах по 9 входов. "У бахаи нет священников, каждый верующий постигает истину самостоятельно." "Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение." Делами бахайских общин управляют выборные Домов Справедливости, должные быть числом не менее 9 человек. Центральный орган бахайс- кого самоуправления -- Всемирный Дом Справедливости, расположен на горе Кармель в Хайфе. Мне представляется, что бахаи потянулись на Святую Землю со своими нововведениями не просто так, а чтобы приобщиться к свято- сти, а вдобавок облегчить в дальнейшем туристам посещение всяких святых мест. * * * Друзы -- совсем хорошие. Википедия: "С 1957 года, по просьбе лидеров общины, друзы получили право служить в Армии обороны Израиля наряду с еврейским населением страны. В 1961 году Израиль предоставил друзам статус отдельной нации." "Друзы Израиля используют арабский язык и арабскую культуру, несмотря на это, они выступили против арабского национализма в 1948 году." "Друзизм представляет собой синтез исламской религии, греческой философии и индийского влияния." * * * Есть гора Кармель и есть горный хребет Кармель. Собственно гора Кармель -- самая высокая в хребте. Её высота -- 546 метров над уровнем моря. Немного, но в ландшафте Израиля всё -- минималистс- кое, компактное, досягаемое для не самых физически развитых чело- веков. Израиль -- страна, сделанная под нормальных людей, имеющих наклонность к сибаритству. Гора Кармель в основном известняковая, и в ней много пещер. В одной из этих пещер якобы жил пророк Илия. Сегодня она -- место поклонения иудеев и христиан. В пещерах горы найдены останки неандертальцев, имеющие большое значение для антропологии. Лес на горе Кармель и на горном хребте Кармель -- в малой части естественный, в большей -- восстановленный. Википедия: "В Кармельских лесах до сих пор водятся дикие кабаны, волки. Очень часто встречается шакал. Часто можно встретить средиземно- морскую лисицу. Весьма распространён барсук. Встречается дикобраз." "Встречается также олень благородный, лань, газель, гривастый баран, муфлон, кролики, зайцы." Да уж, Израиль -- он такой: он ОЧЕНЬ разнообразный. В ландшафт- ном и историческом аспектах эта страна, наверное, не просто отли- чается наибольшим богатством на единицу площади, но вдобавок она в этом НАМНОГО впереди других. * * * О катастрофе на горе Кармель. В декабря 2010 года на горном хребте случился крупнейший в истории Израиля лесной пожар, в результате которого пострадали несколько населённых пунктов. Кроме того, загорелся автобус с курсантами израильской тюремной службы ШАБАС, оказавшийся в зоне пожара, из-за чего погиб 41 человек. Пожар удалось погасить лишь спустя несколько дней при помощи пожарной авиации (около 30 самолётов), посланной в Израиль из других стран. Катастрофа вскрыла недостаточную готовность пожарной службы Израиля к такого рода происшествиям и, можно сказать, потрясла израильское общество. Дело в том, что израильтяне очень болез- ненно воспринимают не только гибель соотечественников, но и гибель лесов, большая часть которых посажена поселенцами в качестве лепты в возрождение Израиля. Есть предположение, что поджог устроили арабские террористы. Надлежащие выводы из катастрофы были сделаны (когда дело каса- ется безопасности, израильтяне два раза об один и тот же камень обычно не спотыкаются). В частности, при восстановлении сгоревших лесов, стали высживать больше лиственных деревьев, а не хвойных (лиственные деревья менее легко воспламеняются).
Хайфа, израильский флот
Корабль доблестного израильского флота в порту Хайфы. Корвет типа "Саар-5". Всего таких корветов у Израиля три. Это самые крупные корабли израильского флота -- компактного, как почти всё в этой стране.
Хайфа, усыпальница Пророка Эль-Баба
Усыпальница Пророка Эль-Баба (год постройки -- 1909) в садах Бахаев на склоне горы Кармель в Хайфе.
Хайфа, Всемирный Дом Справедливости
Всемирный Дом Справедливости, глобальный центр самоуправления бахайских общин.
Хайфа, гора Кармель
Вид со склона горы Кармель на Средиземное море.
Хайфа, типичный дом
Типичный хайфский домик.
Кстати, о феномене балконов. Их состояние в Хайфе (и не только в ней) таки навевает. Чтобы балкон был безопасным для тех, кто на нём, и для тех, кто под ним, его надо вдумчиво проектировать, тщательно сооружать, а потом тратиться на поддержание его в должной форме. Балконы позволяют преодолевать однообразную плоскость фасадов. Балконы облегчают кражи. Всё, что можно делать с балкона (плевать на головы прохожим и т. д.), можно делать и из окна. Балкон -- это приватный участочек наружного пространства, но участочек неудобный своим слишком открытым расположением. На балконе человек оказывается на виду у всей улицы, всей площади или всего двора. Иногда именно это и требуется, но чаще -- нет. Понятно, зачем нужен балкон курильщикам: чтобы смердеть табаком соседям в форточки, а не себе в комнату. Если балкон хозяйственно использовать, то, как правило, наруша- ется "архитектурный замысел" фасада, а если не использовать, то зачем он нужен, кроме как для реализации "архитекрутного замысла"? Архитектурные элементы, конструктивно близкие к балконам, но более надёжные в эксплуатации: лоджии, террасы, эркеры, наружные лестницы, наружные коридоры. ................................................................. .................................................................
Хайфа
Интимная сторона типичного хайфского домика. Хитросплетение наружных коммуникаций, как будто домик проектировали во времена, когда водопровод, канализация и электричество были только в мечтах.

Приложение. Из воспоминаний Наполеона Бонапарта.

Глава IX.

(...) VIII. Армия стала лагерем на левом берегу Кейсуна. За нею находилась гора Кармель, левее ее (в трех лье) лежала Хайфа, а впереди (в семи лье) находился город Сен-Жан-д'Акр. Было важно овладеть Хайфой, чтобы иметь возможность принять там флот, вышедший из Яффы. Главнокомандующий вступил туда около 5 часов вечера, преодолев незначительное сопротивление. Джеззар вывез пушки. Остался склад со 150 тысячами порций сухарей, рисом, растительным маслом и т. д. Из Хайфы главнокомандующий увидел рейд Сен-Жан-д'Акра и заметил стоявшие там два английских 80-пушечных корабля -- "Тигр" и "Тезей", которыми командовал коммодор сэр Сидней Смит; они прибыли на этот рейд из Константинополя два дня назад. Кавалерийский патруль продвинулся в направлении Тантуры, чтобы предупредить флотилию о том, что в этих водах крейсируют английские корабли, а также сообщить о вступлении армии в порт Хайфы. В одном лье за Тантурой флотилия была встречена и предупреждена, восемь судов с продовольствием, вышедшие из Яффы, вошли в порт 19 марта на рассвете, но командиры шестнадцати французских судов, на которых находился осадный парк, заколебались, легли было в дрейф, повернули на другой галс и ушли в море. Английские корабли погнались за ними. Те и другие вскоре скрылись из виду. Ночью перебросили два моста через Кейсун. В полдень армия двинулась на Сен-Жан-д'Акр, который вскоре стал виден. К ночи она достигла мельницы Шердам. Пехота перешла там через реку. Эта мельница была в хорошем состоянии, во время осады там мололи зерно. За Кейсуном протекает Белус, через который нельзя было перейти вброд. Армия стала на позицию. Полковник Бессьер с 200 человек охраны и двумя пушками переправился через реку и, образуя авангард, занял позицию на правом берегу. Саперы всю ночь трудились над сооружением мостов; палатки главнокомандующего были расположены в полулье от берега моря, на левом берегу Белуса. 19 марта на рассвете авангард занял гору Мечети, которая господствует над всей равниной Сен-Жан-д'Акра, а также и над городом, со стороны моря; таким образом, он находился перед главным городом Галилеи и на границе Сирийской впадины.

Глава X.

(...) III. 22 марта с. горы Мечети были замечены два английских военных корабля; час спустя появились шесть небольших парусников, которые, как определил адмирал Гантом, являлись тартанами дамиеттской флотилии, на которые были погружены осадные орудия. Впоследствии стало известно, что два английских военных корабля преследовали их в течение 36 часов; шесть же остальных, пойдя по ложному маршруту, прибыли к берегам Франции. Среди этих последних находилось судно командира отряда капитана 2 ранга Юделэ. Сама по себе эта потеря не имела большого значения, но последствия ее были весьма печальными. Если бы эти суда вошли в Хайфу 19 марта, как они могли и должны были сделать, Акра была бы взята до 1 апреля, Дамаск -- до 15-го, Алеппо -- до 1 мая; после шести месяцев пользования всеми ресурсами Сирии армия оказалась бы в состоянии предпринять осенью что угодно. Мнения относительно причин дурного поведения капитана Юделэ, командовавшего этим драгоценным конвоем, разделились; одни приписывали его невежеству и малодушию; другие -- желанию вернуться во Францию. Два английских линейных корабля располагали близ Хайфы очень плохой стоянкой, "Тезей", якорные канаты которого оказались перерезанными коралловыми рифами, был отнесен в море и в течение четверти часа терпел бедствие; это побуждало сэра Сиднея Смита к захвату Хайфы -- единственной настоящей стоянки в заливе. Он опасался еще нескольких месяцев плохой погоды. 26 марта на рассвете он посадил на баркасы 400 человек. Командир эскадрона Ламбер, командовавший наблюдательным отрядом в этой крепости... Он дал англичанам спокойно высадиться, построиться, вступить в город; но когда он увидел, что англичане входят в дома, он встретил их картечью из трех полевых орудий, а также ружейным огнем ста стрелков, засевших в двух домах с бойницами; в то же время два отряда в составе 30 драгун каждый ударили им во фланг и в тыл. Англичане, атакованные со всех сторон, рассеялись; 150 из них были убиты, взяты в плен или ранены. Баркас "Тигр", вооруженный тяжелой 32-фунтовой каронадой, попал в руки победителей. Снаряды и картечь сопутствовали уходившим в море баркасам не без того, чтобы перебить и поранить на них много народу. 1 апреля до рассвета турецкий фрегат, прибывший из Константинополя, бросил якорь на обычной стоянке, на расстоянии ружейного выстрела от Хайфы. Ламбер немедленно приказал вывесить знамя Оттоманской империи. Когда рассвело, капитан сошел на землю, прибыв на большом баркасе, и был взят в плен с тридцатью гребцами и своим баркасом, вооруженным тяжелой 24-фунтовой каронадой. Эти два орудия пригодились при осаде; их включили в батарею, предназначенную для пробития бреши, где они хорошо послужили. (...) ...с горстью людей мы в течение трех месяцев вели войну в сердце Сирии, захватили 40 пушек, 50 знамен, 6000 пленных, сравняли с землей укрепления Газы, Яффы, Хайфы, Акры...

Возврат на главную страницу
Hosted by uCoz