Александр Бурьяк

Монархогенный Ольденбург

bouriac@yahoo.com Другие поездки На главную страницу
Город Ольденбург -- главный в одноимённой исторической области, ныне относящейся к "земле" Нижняя Саксония. До 1777 г. область была графством, после 1777 г. стала герцогством, в 1815 -- великим герцогством. Город насчитывает около 1000 лет (в Германии меньше иметь неприлично). В 1667-1773 гг. он вместе с графством принадлежал Дании. До 1918 г. был резиденцией великих герцогов Ольденбургских. В 1918-1935 гг. был столицей одноимённой республики в составе Германии. Республика состояла из трёх разрозненных территорий (пережиток феодализма): из собственно Ольденбурга (местности к западу от реки Везер), из Любека (у Любекской бухты на Балтийском море) и из Биркенфельда (территории к западу от Рейна вблизи границы с Францией). В 1935 г. Адольф Гитлер покончил с этой забавной чересполосицей, и это достижение нацистской административной мысли впоследствии не было похерено. * * * Ольденбург в ландшафтном и архитектурном аспектах довольно зрелищен, несмотря на равнинный характер местности и умеренную бомбленность в известное кошмарное время. Своей зрелищностью Ольденбург частично обязан своей водянистости: исторический центр города -- до сих пор в водном кольце из хорошо вписанных в город- скую планировку рвов и речек (Stadtgraben, Haaren, Hunte). Через Побережный канал (Kuestenkanal) Ольденбург связан с рекой Везер, а значит, и с Мировым океаном. Можно, живя в Ольденбурге, завести себе катер, поставить его в устье реки Хунте и мечтать о дальних морских плаваниях. * * * Для истинно русских человеков Ольденбург среди других германс- ких городов особенный: русские цари, начиная с Петра III (1728- 1762) и Екатерины II (1729-1796) -- родом как раз отсюда. Герцоги Гольштейн-Готторпские из Ольденбургского дома подпитали кровью высший слой российской аристократии как минимум три раза: 1) через Карла Фридриха (1700-1739), супруга Анны, дочери Петра I Великого; 2) через Софию Аугусту Фредерику, в дальнейшем Екатерину II, тоже Великую; 3) через Петера Фридриха Георга (1784-1812), сопрородителя русской ветви Ольденбургского дома, представители которой имели титул принцев. Если присмотреться к структуре Ольденбургского дома, то можно заметить, что он обеспечивал "человеческим материалом" ещё и трон Швеции: с 1751 по 1818 г.
Гольштейн-Готторпские
Герцоги Гольштейн-Готторпские из дома Ольденбургского. Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte, Ольденбург.
Ольденбург, Лаппан, Lappan
Башня Лаппан (Lappan), считающаяся символом Ольденбурга. Не крепостная. Построена в 1467-1468 гг. при госпитале Святого Духа. Госпиталь сгорел в общегородском пожаре 1676 г. В 1709 г. башня получила ренессансную надстройку. Средневековое слово "лаппан" означает что-то вроде филиала монастырских владений.
Ольденбург, Пороховая башня
Малый остаток средневековых укреплений Олденбурга: Пороховая башня (Pulverturm). Построена около 1529 г.
Ольденбург, мост Цецилии
Милый скромный мост Цецилии (Caecilienbruecke) над Побережным каналом. Построен в 1926-1927. Дизайн утилитарный, зато выдержал испытание временем. Пролёт моста поднимается для пропуска судов.
Ольденбург, Елизавета-Анна
Филиал страны Аркадии в центре Ольденбурга. Сад при замке (Schlossgarten) принцессы Елизаветы-Анны, жены великого герцога Фридриха Августа. Справа -- замок (построен в 1895-1897). Слева -- шпили собора Св. Ламберта.
Ольденбург, саркофаг графа Антона Гюнтера
Саркофаг графа Антона Гюнтера в соборе Святого Ламберта в Олденбурге. Собор внутри печально нов и беден декорумом, но отдельные выдающиеся древности, вроде аристократических саркофагов, в нём всё же имеются.
Ольденбург, Хунте
Гавань почти в центре Ольденбурга. По мачтам видно, что выход к морю у города есть, хоть и не ближний. Много ли надо для счастья истинно немецкому человеку? -- Катерок "Моби Дик" (на снимке справа) и чуть-чуть денег на пиво... эээ... на горючее.
Ольденбург, Landesmuseum
Замок великих герцогов Ольденбургских, ныне земельный музей искусств и истории культуры (Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte).
Ольденбург
"Бросок, марш-марш!" Командир впереди. Художник Bernhard Winter, 1914 г. Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte, Ольденбург.
деструктивный
Деструктивный рекламный плакат "МОЛОДЁЖЬ. Мюнхенский иллюстрированный еженедельник по искусству и жизни. Плата за квартал (13 номеров) 3 марки, один номер за 30 пфеннигов". 1897 г. Вот против такой разлагающей литературы за 30 пфеннигов и выступили потом национал-социалисты. Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte, Ольденбург.
образцы отделки комнат
Лист из альбома "Образцы отделки комнат и мебелировки", 1794/1795. Печать по бумаге. Раскраска ручная. Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte, Ольденбург.
Oldenburg, Fernmeldeamt
Архитектурная доминанта ольденбургских мест: здание ведомства связи (Fernmeldeamt) на углу Poststrasse и Poststrasse (sic!). 1902 г. постройки.
посуда XVIII века
Посуда XVIII века. Почти как новая. Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte, Ольденбург.
В XVII веке аристократы, бывшие феодалы, стали сильно стеснять- ся своих наследственных мрачных "бургов" и повадились переделы- вать их в легкомысленные "шлоссы" с большими окнами. Это дурное поветрие не обошло стороной и семейства графов Ольденбургских. Могучий древний "бург", давший имя и семейству, и городу, и целой исторической области, был на 3/4 снесён и на 1/4 перестроен в ренессансный "шлосс" по тогдашней моде. Ныне утешать себя можно только тем, что где-то там, в основании, местами ещё лежат в прежнем порядке добрые старые булыжники. Разрушать значительные старинные постройки -- это нехорошо. Граф Антон Гюнтер Ольденбургский (1583-1667) был наказан за содеянное тем, что остался без прямого наследника (единствен- ный сын Антона Гюнтера был рождён вне брака австрийской девицей Elisabeth von Ungnad). Графство Ольденбургское было разделено, и большая его часть отошла датскому королевскому дому, состоявшему в родстве с графами Ольденбургскими. Графы Ольденбургские были известны с XI века. На графе Дитрихе ("Счастливом") род разделился на две линии. Старшая линия оста- лась в Ольденбурге, а младшая образовала в 1448 г. королевский дом Дании и дом герцогов Гольштинских. (Таким образом, помимо российского и шведского престолов, Ольденбург обеспечил благород- ной кровью и престол датский.) В целом граф Антон Гюнтер был хороший. Про него говорили, что он заботился о своих слугах больше, чем они -- о нём. Правителем графства он стал в 20-летнем возрасте, в 1603 г. Прослыл успешным ландесфатером (Landesvater, "отец земли", глава земельного правительства) и большим предпринимателем (Grossunternehmer). Старая (или восстановленная) барочная отделка есть только в некоторых помещениях замка. Впечатляюще вглядит Большой зал с обильной стенной росписью. Приблизительно вот так же была бы прекрасна почти вся Германия, если бы не ломали, не жгли, не бомбили, не перестраивали всех этих старых зданий и сооружений, а только осторожно реставрировали их, советуясь со специалистами вроде меня. А ещё в Ольденбурге, разумеется, снесли городские стены и почти все башни, а также частично засыпали городские рвы. Я думаю в 1945 г. некоторые немцы сильно сожалели об этих сносах и засып- ках: какая-никакая, а была бы зацепка для обескровленной немецкой пехоты. * * * Ольденбург -- университетский город. Для немецкого города эта характеристика -- важная. Университеты с их особыми правами и особой атмосферой в период Средневековья и раннего Нового времени обрели наиболее выраженную форму, наверное, именно в Германии. В нынешнюю эпоху массового высшего образования статус студентов и даже профессоров много ниже, чем когда преподавали на латыни, но немцы в путеводителях по-прежнему не забывают упомянуть в первых абзацах, что такой-то город -- не просто место, где тоже можно жить, а Universitaetstadt. * * * Половина Старого города -- торговые улицы. Среди прочего, там есть на Длинной улице (Langestrasse) потрясающий трёхэтажный "C&A" (магазин дешёвого текстиля, отоваривающий в основном иммигрантов, безработных и странствующих технических специалистов из бывшего СССР). * * * Храм Святого Ламберта имеет круглое основное помещение и внутри выглядит довольно ново. Его внутренняя новизна наверняка объясня- ется метким попаданием "союзнической" бомбы. Любопытно, хорошо ли после этого жилось штурману бомбардировщика? Не мучили ли его кошмары? И не поджарился ли он в горящем самолёте после того, как его сбили отважные немецкие лётчики? Нет, я понимаю, что Гитлер напал первым и что на войне бывает много нехороших случайностей и ошибок. * * * В Schloss Ольденбурга ныне размещается Landesmuseum fuer Kunst und Kulturgeschichte. Музей замечательный, но экспонатов в него надо бы собрать побольше: место ещё позволяет. Многие экспонаты ольденбургского Landesmuseum-а имеют не ольденбургское происхождение, но от этого они ведь не хуже. Часть экспонатов передана в музей немецким государством: чтоб истори- ческие ценности равномернее распределялись по немецким землям. По большому счёту музей мощный, дающий достаточно материала для всяких обобщающих размышлений о Германии, прогрессе и т. п. (иное дело, что на них нет времени). Из того, успело подуматься: 1. Художественная патриотическая риторика в воюющих между собой государствах довольно схожая: самоотверженные храбрецы, свет- лые личности, сражаются насмерть с врагами своих прекрасных Родин. Немцы, французы, русские и пр. столетиями праведно топтали друг друга в ужасных войнах, но границы остались при- близительно на тех же местах, что и раньше: победители порож- дали факторы, которые через некоторое время превращали их в побеждённых. Когда сосредоточиваешься на этом, расхочивается воевать. 2. Всякий век был довольно самодостаточным, то есть, не мучился в ожидании новинок прогресса, а более-менее успешно решал свои проблемы теми средствами, какие уже (или ещё) имелись. Если каких-то вещей, материалов, веществ ещё не было, вместо них использовались какие-то другие вещи, материалы, вещества или же не возникало потребности в этих отсутствовавших ещё дости- жениях цивилизации. 3. Некоторые вещи "ушли в историю" совершенно не заслуженно и вполне могли бы использоваться и в настоящее время: элементы декорума, к примеру. 4. Некоторые старинные бытовые предметы (скажем, посуда, мебель) могли бы конкурировать с современными, потому что отличаются от них не функциональностью, а только стилем. Иначе говоря, ныне можно производить то же, что и 200 (иногда и 2000) лет назад, только много дешевле. 5. В Европе накоплен избыток образцов "художественого материала" для декорирования всего. Можно не сотворять новое, а вытаски- вать из запасников старое и копировать. 6. С целью сокращения расходов и отходов общество должно переори- ентироваться с обновления вещей на их накопление. Некоторые предметы следует делать с МНОГОВЕКОВЫМ запасом прочности и потребительской ценности, с лёгкой возможностью замены самых изнашивающихся частей. Надо рекламировать старое, а не новое. Новое должно рассматриваться как вынужденная мера в случае нехватки старого. Можно назвать такой сдвиг в системе ценнос- тей РЕТРОГРАДИЗАЦИЕЙ. * * * О, Германия! В тебе столько здравого, коренистого, обнадёживаю- щего! Ты не сама по себе, а нужная другим и любимая ими. Немецкое -- значит основательное, передовое и качественное. Ты много сделала для человечества и много можешь ещё сделать, но тебя для этого надо несколько подправить, вернуть на почти твой прежний курс. Почистить от швулей, иммигрантов, "современного искусства", либерализма вообще. Добавить Ordnung, рациональности, ригоризма, трудового упорства. Короче, ГЕРМАНИЗИРОВАТЬ.

Литература:

"Малая советская энциклопедия", 1930. "Deutschland", Dorling Kindersley Verlag, Muenchen, 2010.

Возврат на главную страницуАлександр Бурьяк / Монархогенный Ольденбург